Эффективность на репетициях

Правило № 1

Приходите на репетиционную базу, предварительно подготовившись. То есть свои партии все учат дома, а на репетиции «склеивают» всё на «большом» звуке, и доделывают аранжировку окончательно. Занятия дома помогут существенно сэкономить драгоценное время и не тратить его на утомительную процедуру «разбора полётов». Старайтесь делать рабочие записи, не обязательно суперкачества. Делайте не для того, чтобы хвастаться перед друзьями, а для того, чтобы их слушать, анализировать и что-либо менять в лучшую сторону.

Правило № 2

Все споры и разногласия постарайтесь решить дома. В принципе это относится к пункту 1, но совет вынесен отдельно, потому что даже те группы, которые разбирают партии дома, тратят много времени на споры и выяснение отношений на репетициях. Решите раз и навсегда последовательность отдельных частей, количество «квадратов», кто, где и когда будет играть соло и т.д. Тем более, что набросок композиции можно сделать на компе и обменяться через инет с остальными участниками коллектива.

Наброски лучше делать в миди-редакторе или во «фруктах» с использованием стандартных сэмплов и эффектов (у всех должна быть установлена одна и таже версия «фруктов»).

Такой выбор программ объясняется тем, что мидишки и сонги FruityLoops очень мало «весят», и ими можно легко обмениваться через инет.

Правило № 3

Настройка инструментов не должна занимать более 5—10 минут. Всем струнным лучше приобрести специальное устройство — тюнер, сейчас его встраивают во многие гитарные примочки. Часто гитары строят по пятому ладу и не строят по флажолетам, чтобы не тратить время на поиски среднеарифметического строя, лучше отрегулировать инструмент по мензуре (флажолет над 12 ладом и та же струна зажатая на 12 ладу должны звучать в унисон). Ещё лучше провести настройку перед репетицией.

Правило № 4

Очень в редких случаях у группы получается сыграть вещь «на раз, два, три» без ошибок. Поэтому разучивать вещь нужно по кускам. Так легче нащупать лажу.
Часто после целиком отыгранной песни один музыкант долго пытается объяснить другому, что в таком-то месте такой-то части нужно играть немножко не так. Сначала тратится время на выяснение этой злополучной части, а потом на объяснение что же в ней было не так.

Возьмите, например куплет или его часть (если куплет сложный) и «гоняйте» его по кругу одним лупом, до тех пор, пока этот кусок не зазвучит чётко без лажи. Затем берите следующий фрагмент, например, припев и проделываёте то же самое с ним. Потом «склеивайте» эти два куска и «гоняйте» связку куплет-припев, уделяя особое внимание переходу между двумя этими частями.

Правило № 5

Соблюдайте тишину в перерывах между вещами. Часто, когда вещь отзвучала, кто-то один пытается вставить «свои пять копеек» после коды, за ним обычно начинают играть все остальные, и концовка растягивается на полчаса. Также некоторые музыканты пытаются «блеснуть» своей «виртуозной» игрой в конце и в паузах. Это частое явление у людей артистического склада характера. Помните, что в паузах должна быть абсолютная тишина. Это лишний раз сбережёт ваши уши от утомления и сэкономит полезное репетиционное время.

Правило № 6

Начните репетицию со своеобразной разминки. Для этого сыграйте хорошо заученную вещь в среднем темпе. Это поможет настроиться на рабочий лад и подготовиться к более сложным вещам.

Правило № 7

Очень опасный враг креативного мышления — утомление. Вся его опасность в том, что утомление наступает незаметно, даже если вы чувствуете себя превосходно. Это не значит, что утомление вам не грозит. Напряженная работа Центральной Нервной Системы (запоминание материала, «отложение» выученных партий на уровне «мышечной памяти» — формирование множества условных рефлексов, причем на уровне сверхточных движений) в условиях высокого давления звука на звуковой анализатор приводит к тому, что мозг защищаясь от утомления «отключает» жизненноНЕважные функции. А творчество для него в таких условиях непозволительный расход нейромедиаторов и энергии. Поэтому не пытайтесь выжать из аппарата максимальный звук.

Звук барабанной установки не должен тонуть в грохоте ревущих гитар. Барабаны — достаточно громкий инструмент и подзвучивать их дополнительно не имеет смысла. Проще выставить громкость остальных инструментов в соответствии с «громкостью» вашего ударника, тогда звучание коллектива в целом будет более естесственным и прозрачным.

Предупреждая наступление утомления, вы сможете более эффективно использовать репетиционное время.

Правило № 8

Воздержитесь от приглашения на «репу» своих друзей, не стоит превращать репетицию в фотосессию и балаган. Как правило приглашенные друзья далеки от исполнительского мастерства и часто клянчат «гитарку поиграть», просят научить играть на барабанах, требуют сыграть какой-нибудь ультрамодный хит, наступают на провода, примочки, нервируют, дают полезные советы, и под конец репетиции с опухшими ушами начинают вас тихо ненавидеть. Но на друзьях иногда полезно «обкатать» уже готовую программу, особенно перед концертным выступлением.

Правило № 9

Не пытайтесь разучивать сразу более 3-х вещей. Если процесс разучивания нового материала даётся тяжело, то лучше всё-таки репетицию посвящать одной вещи, отвлекаясь иногда на уже выученные композиции.

Правило № 10

Когда в команду приходит новый музыкант, переделка старых вещей — это неизбежный этап, потому что у каждого хорошего музыканта есть своя манера игры, свои фишки.

adv bef