Интервью с Николаем Лысовым

Петербург – не только культурная, но и рок-столица. Неудивительно, что музыканты в этом городе помимо концертной деятельности стараются передать свои знания молодому поколению. Яркий пример человека, сочетающего в себе качества музыканта и преподавателя – Николай Лысов, в прошлом барабанщик «Сплина» и «Пилота», а в настоящем – участник кавер-бенда Faberge band и преподаватель в музыкальной студии.

Расскажи о своем творческом пути.

Я начал карьеру профессионального музыканта с обучения в музыкальном училище по уникальной методике Юрия Леонидовича Бобрушкина, которую я считаю залогом своего успеха. По окончанию училища я поступил на кафедру эстрадно-джазового мастерства факультета искусств СПбГУКИ и получил образование сразу по нескольким специальностям – преподаватель по ударным, артист ансамбля и руководитель самодельного коллектива. Во время обучения я познакомился с клавишником группы «Сплин», Николаем Ростовским, и на четыре с половиной года стал барабанщиком группы. Вместе мы записали «Гранатовый альбом», «Фонарь под глазом», «Коллекционер оружия» и другие альбомы, которые знают наизусть фанаты группы. Закончил я карьеру в «Сплине» выступлением на разогреве группы Rolling Stones в 1998 году. В 2000 году я познакомился с Ильёй Чёртом и стал постоянным участником группы «Пилот» до марта 2013 года. За это время мы успели записать такие альбомы, как «Сказка о Прыгуне и Скользящем», «Рыба, Крот и Свинья», «1+1=1», «Осень». И это далеко не весь список.. Сейчас я выступаю вместе с группой Faberge band, готовлюсь к записи альбома с группой «Нихау» и преподаю класс ударных в старейшей музыкальной студии города «Школа Рока». За свою карьеру я не только поучаствовал в записи более 200 альбомов, но и проехал тысячи километров с гастрольной деятельностью.


Какие инструменты используешь при обучении? А в концертной деятельности?

К выбору инструментов для учеников в школе игры на барабанах я подходил тщательно – от качественной аппаратуры напрямую зависит успех обучающихся. Самым качественным ученическим железом я могу назвать тарелки от PAISTE , барабаны от TAMA и пластики REMO. Именно такой набор позволяет проводить занятия на профессиональном уровне. Так как я являюсь официальным эндорсером фирмы PAISTE, я использую топовый комплект — PAISTE RUDE 10» splash, PAISTE RUDE 14» hi-hat top, PAISTE 2002 14» sound-edge bottom, PAISTE SIGNUTURE REFLECTOR 16» full crash, PAISTE 2002 20» power ride, PAISTE SIGNUTURE REFLECTOR 17» heavy full crash, PAISTE 2002 18» thin crash, PAISTE ALPHA 18» swiss medium crash, PAISTE 2002 18» medium. Что касается барабанов, то малый барабан 14» MAPEX SPECIAL EDITION BLACK PANTHER KUNG FU SNARE, двойная педаль для бас-барабана DW 9000, концертная ударная установка PREMIER ARTIST MAPLE, бас-барабан 22″, томы 12″ и 16″ и пластики REMO.

Как проходят твои занятия в школе игры на барабанах?

Я стараюсь находить ифото живойндивидуальный подход к каждому ученику. Если я вижу, что уроки даются человеку легко, он усидчив и прилежно выполняет все задания, я могу усложнить программу, чтобы добиться результатов в кратчайшие сроки. Если я вижу, что программа пока что никак не поддается, то ввожу в занятия элемент игры. И в том, и в том случае обучение приносит радость, а это – самое главное. Бывает, что мы с учениками проводим эксклюзивные уроки, на которых разбираем композиции тех групп, которые являются для них источниками вдохновения. Несмотря на то, что я придерживаюсь базового подхода, который включает в себя упор на технику рук, технику ног и координацию, я стараюсь сделать программу интересной и разнообразной. Поэтому на занятиях мы разучиваем партии из Nirvana, Metallica, AC/DC, Slipknot. Обычно результата, при котором барабанщик становится «нарасхват» и его приглашают к выступлению в музыкальных коллективах, удается добиться за год. В ходе всего курса обучения я делюсь с учениками опытом техники «свободных рук», при которой музыкант может играть в потоке, получая настоящее наслаждение от слаженности и непрерывности движений.


Как ты считаешь, в чем преимущество занятий с преподавателем по сравнению с самообучением?

Я придерживаюсь мнения, что в Интернете не просто много информации, а слишком много. Поэтому начинающему барабанщику крайне трудно найти именно те советы, которые будут полезны и применимы в его обучении. Преподаватель решает эту проблему – он становится не просто учителем, а наставником, который способен определить, чему стоит уделить больше внимания и на что сделать упор в занятиях. Это делает обучение эффективным, первые результаты заметны спустя 3-4 месяца регулярных занятий. Так же хочу отметить, что самоучки часто сталкиваются с practice block – ситуацией, когда человек просто застревает на каком-то этапе и не может сдвинуться дальше. В этом случае помощь преподавателя оказывается неоценимой – он подстраивает обучение под нужды каждого ученика, таким образом снимая все преграды на пути начинающего музыканта. Не стоит забывать, что техника исполнения партий в каждом из жанров своя. Занимаясь с преподавателем, ученик с самого начала развивается и учится той музыке, которую в дальнейшем планирует играть.

Какие советы ты бы мог дать начинающим барабанщикам?


Во-первых, я бы посоветовал никогда не задирать нос. Всегда есть кто-то лучше, кто-то круче и кто-то профессиональнее. Как только человек останавливается и перестает совершенствоваться из-за своей гордыни, он теряет множество возможностей для своего развития.

Второй совет вытекает из первого – никогда не останавливаться. Процесс обучения – это непрерывное состояние, в котором не может быть пауз. Без постоянных тренировок руки «забывают» как играть на барабанах, навык теряется и это сказывается, в первую очередь, на качестве игры.

В- третьих, всегда берите с собой тренировочный пэд. Во время эмоциональной интенсивной игры на ударной установке на выступлениях зачастую сложно проконтролировать все технические аспекты, поэтому в свободное от гастрольной деятельности время всегда полезно вспомнить правильную постановку рук на пэде, чтобы выступления были слаженными, а игра – профессиональной.

adv bef