Макулатура
Статьи в тему!
WWW.DRUMNET.RU
              

ФОРУМ

НОВОСТИ

ОБЗОРЫ

БАРАБАНЩИКИ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ЮМОР
Школа игры на барабанах Видеошколы Книги\Ноты Минусовки Видео Каверы Фестивали Журналы Объявления Новости и статьи
Статьи
Статьи
Новые минусовки
Закир Хуссейн.. и "Сказание о табла"
1 страница
[ 1 ] 2
вперед

интервью подготовил - Скотт Робинсон
перевод - Евгений Рябой

Его считают величайшим исполнителем на табла всех времен. Закир Хуссейн (Zakir Hussain), сын знаменитого мастера игры на табла Устада Алларакха (Ustad Allarakha), играл с огромным количеством самых разных артистов. Среди них классические индийские мастера - Рави Шанкар (Ravi Shankar), Шивкумар Шарма (Shivkumar Sharma), Лакшминараяна Шанкар (Lakshminarayana Shankar), Али Акбар Хан (Ali Akbar Khan) и другие.

Затем - пионеры джаза - Джон МакЛафлин (John McLaughlin), Пат Мартино (Pat Martino), Билли Кобэм (Billy Cobham), Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Питер Эрскин (Peter Erskine) и Фарух Сандерс (Pharoah Sanders). Даже поп музыканты Микки Харт (Mickey Hart), Земля, Ветер и Огонь (Earth, Wind & Fire), Ван Моррисон (Van Morrison), Карлос Сантана (Carlos Santana) и Джордж Харрисон (George Harrison) оставили в своей музыке место для волшебных звуков Закира.

Новаторские идеи Хуссейна воплотились также в записях с выдающимися перкуссистами современности. Это Аирто Морейра (Airto Moreira), Глен Велез (Glen Velez), Трайлок Гурту (Trilok Gurtu), Джованни Идальго (Giovanni Hidalgo), Diga Rhythm Band и его собственный ансамбль ударных The Rhythm Experience. И в дополнение ко всему вышеперечисленному, Закир активно записывает музыку к кинофильмам, и в некоторых из них появлялся даже в качестве актера.

Большинство знает его как мастера табла, но меня заинтересовала его "перкуссийная" деятельность. Я попытался выяснить, каким образом сотрудничество с индийскими и джазовыми музыкантами, а также с барабанным сообществом могло повлиять на его представления об игре на табла и перкуссии. И вот что Закир сказал об этом и не только об этом.

В какой части Индии Вы выросли?

Закир - Я вырос на западном побережье Индии в штате Махараштра в городе Бомбей, хотя родился я на севере.

Какие не индийские культуры существовали в Бомбее? Была ли там западная музыка?

Да, неиндийская культура определенно имела место. Индия долгое время была "под" Англией, что стало причиной сильного западного влияния. Индийская популярная музыка - это результат слияния западной и восточной культур. Наша киномузыка всегда была комбинацией скрипок, виолончелей, басов, рояля и духовых с индийскими народными инструментами. Таким образом, я вырос, играя в таких оркестрах и слушая такого рода музыку.

Мы смотрели Голливудские фильмы сороковых и пятидесятых. Там были все эти латиноамериканские новомодные вещи, мюзиклы типа West Side Story и джаз. Детьми мы засматривались фильмами с Элвисом. Вообщем, в Индии было намешано много всего.

Когда Вы начали серьезно изучать табла?

Я начал в два с половиной года. С тех пор как себя помню, я все время играю, занимаюсь, изучаю инструмент. К двенадцати годам я уже играл профессионально в кинооркестрах и участвовал в концертах с самыми разными музыкантами.

Изучали ли Вы другие индийские ударные?

Это совершенно необходимо - знать традиции игры на других ударных Индии. Аккомпаниатор должен знать весь репертуар - вокальный, инструментальный, танцевальный. Мне пришлось изучать все элементы индийской музыкальной культуры.

Включает ли это фольклорные ударные инструменты?

Да, включает. Это включает все. Табла является одновременно и фольклорным и классическим инструментом.

Наряду с традиционными способами звукоизвлечения на табла и байяне у Вас есть совсем нетрадиционные приемы.

Все зависит от того, что Вы причисляете к "традиционным" потому, что то, как играли на табла сто пятьдесят лет назад, значительно отличается от стиля пятидесятилетней давности. Все меняется. Вы находите способы сделать инструмент более качественным, Вы улучшаете его звучание, и это диктует, как надо на нем играть.

Я знаю, что мой учитель играл по-другому, чем его учитель, и учитель учителя играл по-другому, чем его учитель. Так что, все развивается - и инструмент, и исполнение. Затем появилось усиление звука, что позволило высветить другие частоты и тональные особенности инструмента. Поэтому игра на табла меняется.

Я имел в виду прием, когда Вы искажаете стандартный открытый звук табла - тан - с помощью молотка, или когда Вы щелкаете ногтем указательного пальца по коже байяна. Что привело Вас к такого рода технике? Что это - заимствование из других барабанных традиций?

На самом деле это результат моих экспериментов со звукоизвлечением. Когда я начал слушать перкуссистов из других стран, я понял, что подход к музицированию включает в себя не только знание репертуара, но также работу над звуком, который изначально заложен в самом инструменте. Вы работаете с поверхностью инструмента, находите разные игровые точки, работаете над тончайшими изменениями тона. Это то, что делают перкуссисты всего мира, и я понял, что должен отнестись к своему инструменту с тем же уровнем концентрации. Вот так я начал искать новые пути использования байяна почти как басовый инструмент, экспериментировать с искажением открытого звука табла.

Что привело Вас в Америку и как Вы стали играть неиндийскую музыку, музыку фьюжн с Джоном Хэнди (John Handy) или с Shakti?

Когда я впервые приехал в США в 1970 году, я не играл ничего, кроме индийской классической музыки. Я приехал на гастроли с Рави Шанкаром. Обычно с ним играл мой отец, но в тот момент он не очень хорошо себя чувствовал, и мне пришлось заменить его. Все закончилось тем, что я остался в Америке и в течение четырех или пяти лет играл концерты индийской классической музыки с Али Акбар Ханом, его сыном Ашишом, Рави Шанкаром и другими. Затем я начал сотрудничать с Микки Хартом, Джоном МакЛафлином. Еще я преподавал индийскую классическую музыку в Университете штата Вашингтон в Сиэтле.

Адаптируете ли Вы свою исполнительскую манеру, когда играете с Джоном Хенди, Патом Мартино, Фарухом Сандерсом, Шакти и др.?

Табла очень многосторонний инструмент. Табла может легко вписаться в музыку практически любого стиля. Я вырос в Индии, играя музыку к кинофильмам, и у меня было представление о том, как я смогу играть вместе с западными инструментами потому, что у нас были и барабаны, и гитары, и фортепиано, и духовые. Мы играли индийскую популярную музыку со всеми этими инструментами.

В то же время, ритм - это универсальный язык. Для ритмического инструмента гораздо проще влиться в любую музыку, чем для мелодического. Таким образом, имея за плечами опыт музицирования в Индии и будучи достаточно молодым, чтобы не быть связанным жесткой дисциплиной классического наследия, я был способен "вписаться" в любую музыку.

С Фарухом Сандерсом Вы иногда играете на мбире, а с Шакти Вы играли на канджире и на конга. Занимались ли Вы отдельно техникой игры на этих инструментах или использовали приемы игры на табла?

В конечном итоге я научился различным видам техники. У нас в Индии есть аналоги конга и бонго. Записывая музыку к кино, мы пробовали играть на них, но никогда серьезно не занимались именно этой техникой. Я должен сказать, что владение техникой игры на табла дает музыканту очень много в плане развития рук. Это дает также огромную техническую свободу вашим пальцам, свободу, достаточную для игры на любом ручном ударном инструменте на свете. И я, конечно же, использую технику табла при игре на других инструментах.
вперед
1 страница
[ 1 ] 2


Добавлено: 02-03-2013
 
© 2003-2021
Вопросы по сотрудничеству направляйте на адрес ad@drumnet.ru
Копирование материалов сайта DRUMNET.RU разрешено только при указании активной ссылки на https://drumnet.ru/