Как не быть обманутым при покупке по объявлению — 6 советов

Можно ли покупать товары по объявлениям? Как не быть обманутым? Что, если продавец живет в другом городе? Как себя обезопасить?

За 4 года активной работы на музыкальном рынке я успел побывать и в роли продавца, и в роли покупателя. Сегодня хочу поделиться с читателями хитростями, которые помогут не попасться на крючок мошенников и кидал.

Итак, вы нашли объявление, о продаже ударной установки/цифрового фотоаппарата/машинки для завивки бороды. Продавец пишет, что товар использовался совсем немного, даже упаковка сохранилась, в общем: «не бит, не крашен, в салоне не курили, ездила девушка».

Если вы с продавцом живете в одном городе — все просто: встречаетесь, проверяете, покупаете. А вот если вы из Тагила, а продавец из Питера? Тут сложнее. Поэтому читаем дальше. Итак, что нужно сделать, чтобы обезопасить себя от возможного мошенничества:


1. Проверить номер телефона в поисковых системах

Самое первое, что стоит сделать — это вбить номер продавца в поисковые системы гугл и яндекс. Сделайте это в разных вариациях: +7, 8, 8911, с пробелами и без. Если продавец «профессиональный», т.е. постоянно продает что-то, то вы обязательно найдете другие его объявления, возможно, отзывы. Если продавец разово продает свою личную вещь, то, возможно, вы найдете его аккаунт в соц.сети, сообщение на форуме любителей аквариумных рыбок, а может и сайте знакомств :-) . Все это хорошо. Значит человек «живой» и использует свой обычный телефон для общения с покупателями. Если же вы не нашли ни одного упоминания телефонного номера — это повод задуматься.


2. При звонке спросить причину продажи

Казалось бы, ничего не значащий вопрос, заданный неожиданно, может помочь. Например, в ответ человек говорит: «Привожу инструменты из германии на продажу», вы у него интересуетесь, как давно он работает, он говорит: «Больше года, все меня знают». Смотрим п.1 и либо находим кучу его объявлений и радуемся, либо не находим, и тогда будет логично задать второй вопрос: «Почему данных о вас нет в интернете?». Вам могут ответить, что поменялся номер телефона (в этом случае можно попросить старый), но в любом случае это уже тревожный звоночек. Если человек говорит, что продает свое, то тут уже можно обратиться к следующему пункту.

3. Метод, «а есть ли такой же, но без крыльев»?

Хитрый метод основан на том, что вам нужно задать вопрос о свойстве товара, которого точно нет, но о котором продавец, если он не владелец, точно не знает. Например: Звоним: «Здравствуйте, вот объявление, о продаже ударной установки Roland TD-30К. А там полный комплект?». Вам отвечают: «Да, конечно, даже упаковка есть». Вы спрашиваете: «А сумка там в комплекте есть?» Если вам отвечают: «Конечно, вот она тут свернута». Тогда это 99% мошенник или человек никогда в глаза товар не видевший.


4. «Фото с котиком»

Если продавец сказал, что товар у него на руках, можно попросить его сделать фотографию. Попросите его написать номер вашего телефона на листе бумаги и положить рядом, с товаром. Таким образом вы можете убедиться, что товар или нечто на него похожее есть на руках у продавца.

5. Попросить прислать скан паспорта

Если в целом вас все устраивает, то можно попросить продавца прислать фото паспорта. Метод спорный. С одной стороны, честный продавец может отказаться это сделать по причине своих страхов: наедет налоговая, возьмут кредит, завербует АНБ. С другой, у мошенника таких «доков» будет вагон. Приобрести такие «документы» на черном рынке не представляет труда. Тем не менее, если вы будете в дальнейшем оплачивать покупку переводом, например, на карту сбербанка и получатель платежа будет отличаться от указанного в скане — это повод хорошенько задуматься.


6. Метод «помощь воображаемого друга»

Итак, с продавцом вы уже друзья, товар по описанию и фото вас устраивает, продавец готов принять оплату на карту сбербанка и переслать товар почтой. Ок. Достаем из рукава наш последний козырь. Говорим: «Я сам живу в Верхней Салде и не могу приехать к вам Москву, но у меня есть друг в Москве, который может сегодня приехать, проверить и если все ок то купить». Если продавец после этого сразу не слился, то берем другой телефон и звоним, представившись другом: «Здравствуйте, это Николай от Сергея из Салды по поводу микшера Behringer, который вы продаете. Куда я могу подъехать, чтобы его проверить?» Просим продавца дать адрес и договариваемся о времени. Если и на этом шаге продавец не слился, а сидит и терпеливо ждет нашего москвича-Колю, то скорее всего ему можно верить. Звоним и говорим, что Коля заболел/проспал/утонул, короче, не приедет, и вы готовы перевести ему деньги за товар на карту.


А теперь пара слов о том, чего делать НЕ надо.

1. А вы меня не обманите?

Не спрашивайте у продавца: «А какие гарантии, что я переведу вам деньги, а вы мне отправите товар?». Вот честно, что вы надеетесь услышать в ответ? Когда мне задают такой вопрос, мне в сердцах хочется ответить: «Никаких! Никаких гарантий нет :-) ». Но конечно, я так не отвечаю, а говорю, что работаю давно, что негативных отзывов обо мне нет и репутацию, построенную годами, очень глупо перечеркнуть одним кидком на пару сотен евро. И, главное, все это правда :-) . Но дело в том, что у профессионального кидалы такой монолог будет подготовлен, а честного продавца вы скорее всего поставите в тупик, он смутится и вообще не будет ничего вам продавать. :-)

2. Хочу «наложкой»!

Не надейтесь на наложенный платеж. Почему-то многие считают это защитой от обмана. На самом деле НИКАКОЙ защиты нет. Все что вы получаете — это гарантию, что вам «что-то» пришлют. Это что-то может оказаться просто упаковкой, мусором, кирпичами. Реальный случай. Покупатель заказал у нас аудио-видео рекордер Zoom Q2HD (белый). Мы благополучно сделали отправку, и вот на следующий день я смотрю и не верю своим глазам: коробка с рекордером лежит на стеллаже… тогда что же мы отправили?!?! Через пару минут понимаю, что отправили мы ПУСТУЮ коробку от витринного образца!! :-) . Хватаю телефон, звоню покупателю, спрашиваю: «Вы получили посылку?», на что милый женский голос говорит: «Да спасибо, только привезли, еще не открывали..».. В общем, история закончилась благополучно, настоящий Zoom Q2HD был отправлен в тот же день каким-то мега-супер-экспрес методом, и девушка получила свою покупку. Из этого вывод: наложенный платеж ничего не дает в плане безопасности.

Итак, покупка по объявлению в интернете — это возможность сэкономить при покупке нужной вещи или получить эксклюзив, который попросту не найти в местных магазинах. Для жителей удаленных районов нашей родины — это иногда единственная возможность приобрести нужный товар. При этом, несомненно, возникают дополнительные риски, связанные с тем, что продавец и покупатель не всегда могут встретиться лично.

Надеюсь, что мои советы помогут вам сохранить деньги и получить максимальное удовольствие от покупки.

Буду рад, если вы поделитесь своим опытом покупки товаров по объявлениям в комментариях ниже!