Mike Terrana: «Учиться никогда не поздно!»
Один из самых уважаемых «тяжелых» барабанщиков в музыкальном мире, американец Майк неплохо чувствует себя в Германии, где он сейчас работает и проживает. В Штатах он играл с Ингви Мальмстином (Yngwie Malmsteen) и Тони МакАлпайном (Tony McAlpine). С последним он даже записал инструментальный альбом. В Европе Майк присоединился к группе RAGE, с которой успел уже дважды побывать в России, а также создал несколько сайд-проектов: DRIVEN, TABOO VOODOO и другие. Весной этого года Террана вновь посетит нашу страну, правда, в несколько иной ипостаси. Ведь в активе музыканта, помимо 15 записанных с его участием альбомов, имеются две хорошо известные в кругу специалистов видеошколы, а также около ста (!) проведенных мастер-классов, с которыми он исколесил всю Европу и Северную Америку. И вот вслед за Греггом Биссонеттом, с большим успехом выступившим в рамках Zildjian Day, Майк Террана впервые проведет уроки мастерства 17 мая в Центральном Доме Художника и тем самым даст старт первому Premier DRUMMER DAY в России. В преддверии этого знаменательного события мы предлагаем вашему вниманию интервью с Майком, в котором он рассказал о своих первых шагах в рок-музыке, старых и новых проектах, музыкальных предпочтениях и взгляде на современный шоу-бизнес.
Террана как Музыкант
Пожалуй, начнем с общих вопросов, с «корней» Майк, с высоты своего опыта, ты можешь точно сказать, что явилось твоей «барабанной» школой какие именно музыканты повлияли на твой стиль?
О? К. Когда я подрастал и только начинал кое-что понимать в музыке, то слушал очень разных барабанщиков: Нила Перта (Neil Peart), Бадди Рича (Buddy Rich), Йена Пэйса (Ian Paice), Кози Пауэлла (Cozy Powell). Уже взрослея, я увлекся музыкантами, играющими с двойным «басом», это Томми Олдридж (Tommy Aldridge), Тэрри Боззио (Terry Bozzio), Саймон Филлипс (Simon Phillips) Хочу сказать, что я не являюсь музыкантом «подражательного» типа, я учусь все время сам и не особо «прибиваюсь» к конкретному стилю. Я слушаю очень разных ударников джазовых, роковых, фьюжн, каких угодно, даже попсовых, если они классные
А когда ты начинал, разве у тебя не было кумира, на которого ты хотел бы быть похожим?..
Ну Я никогда не идеализировал какого-то конкретного барабанщика. Мне нравилось столько разных музыкантов, что для меня было действительно сложно выбрать одного. Но я уже давно точно знал может быть, лет в 12-13, что буду рок-барабанщиком.
В довольно юном возрасте ты переиграл в огромном количестве проектов. Какой был самым определяющим для тебя в плане опыта: когда ты понял, что значит быть музыкантом, втянуться в музыку по уши и испытать все позитивные и негативные аспекты барабанной жизни?
Я бы ответил, что это была группа, в которую я попал, когда мне было 24 года. С ней состоялась моя первая студийная запись Они назывались HANOVER FIST и были из Торонто, Канада. У них был собственный настоящий автобус для турне. Мы подписали контракт на запись. Мне заплатили деньги, первый раз! Было интересно: тебе платят деньги за музыку, это чудо По возвращении мы узнали, что альбом вообще никто не покупал, и лэйбл нас вышвырнул к черту. Вот так я и узнал, каким отвратительным может быть бизнес! Ха-ха-ха!
Ты один из самых влиятельных барабанщиков, это и так понятно. У тебя наверняка много последователей и поклонников я сама знаю нескольких и один из них очень просил поинтересоваться у тебя: выпускал ли ты что-либо вроде школы игры на барабанах или видео ну, что-то в «помощь начинающему музыканту»
Да, у меня вышло два видео. Одно в Америке, не уверен, можно ли его найти в России Еще я записал видеоинструкцию по игре на установке с двумя «бочками», продолжительностью порядка двух с половиной часов, там очень много полезной информации. Это видео можно купить через мой сайт. Еще я выпускал соло-диски, которые тоже могут быть интересны тем, кто учится играть на барабанах. Там чисто инструментальная музыка, записанная с разными музыкантами.
Ты сам, кстати, сочинял музыку когда-нибудь?
Ну, да Последнее время я в это дело вообще начал втягиваться. В прошлом году я наконец-то приступил к изучению игры на пианино. И даже освоил несколько классических пьесок, немного научился разбираться в структуре аккордов и тому подобных штуках. На последнем альбоме RAGE я тоже кое-что добавил своего Для новой пластинки у меня даже припасено несколько «демок» с собственными композициями, но я не уверен, захочет ли группа их ха!.. исполнить! Но даже если они не настолько крутые это не страшно, я ведь только начинаю. Думаю, в будущем я что-нибудь напишу достойное. Сейчас я пока учусь. Замечательный совет молодым барабанщикам, которые хотят чего-либо добиться: все время продолжайте учиться! Учиться никогда не поздно, особенно если это помогает твоему развитию И самое главное если ты играешь на барабанах, тебе обязательно надо освоить другой инструмент, клавиши или гитару, чтобы понять структуру мелодии, чтобы уметь писать музыку. Только тогда ты можешь считать себя музыкантом.
А если когда-нибудь ты решишься на альбом, состоящий из собственных песен, в каком он может быть стиле? Металл? Или что-нибудь новенькое?
Интересно. Я не знаю, запишу ли я металл-альбом. Потому что я уже достаточно много их поназаписывал. Какую музыку я буду сочинять? Сейчас, например, я пишу очень как бы это помягче выразиться, ха-ха-ха!.. стра-а-а-анную музыку, о-о-очень странную. Я не думаю, что кому-либо она понравится. А в будущем не знаю, может, что-нибудь тяжеленькое но вряд ли это будет heavy metal. Интересно записать музыку для очень разных людей, ведь если будешь «валить» все в одном стиле, тебя немногие услышат. Мне всегда нравились люди, которые пишут в совершенно разной стилистике Робби Уильямс (Robbie Williams), Стинг (Sting) И эта музыка популярна везде. И она просто красивая.
Террана как часть RAGE
Когда ты попал в RAGE, ты переехал в Германию. Как ты вообще оказался в Европе из-за RAGE или по каким-то иным причинам?
На самом деле я уже проживал в Германии до того, как присоединился к RAGE. Я переехал в Европу около двух с половиной лет назад. Я жил в Голландии около шести месяцев, там у меня были проекты, а затем мне пришлось переехать в Гамбург, в Германию, чтобы работать с Роландом Граповом (Roland Grapow), гитаристом HELLOWEEN. И я записывался с ними До того как я втянулся во все свои проекты, я отыграл несколько шоу с GAMMA RAY. Я барабанил у них, потому что их собственный ударник попал в аварию на мотоцикле и повредил руку. Потом вдруг неожиданно распался «старый вариант» RAGE, многие участники группы ушли, и мне позвонил их менеджер, спросил: не хочу ли я к ним присоединиться. Я согласился.
Нынешний состав RAGE весьма интернационален. Как вы общаетесь, интересно? Легко ли тебе учить немецкий и как продвигается процесс?
Я тебе честно скажу: я с ними вообще не разговариваю. Ха-ха! Нет, я шучу.
А на самом деле
На самом деле это они со мной не разговаривают! Ха-ха-ха! Ну, возможно, мой немецкий не такой уж и хороший, и русский тоже, я вообще ничего по-русски не знаю. Поэтому, когда они хотят со мной поговорить, им остается только английский. Хотя я уже довольно сносно понимаю немецкий. Возможно, в будущем я буду неплохо шпарить по-немецки, но пока я общаюсь на родном языке К величайшему сожалению остальных парней. Но это не так уж и плохо. Они классно говорят по-английски. Молодцы!
Опираясь на свой богатый «гастрольный» опыт с RAGE, ты можешь сказать, в чем состоит принципиальная разница между аудиторией в Европе и Штатах?
Да, я чувствую огромную разницу. Особенно в том, что касается хард-рока и металл-музыки. Эти стили практически мертвы в Америке. Если ты обращала внимание, проект DRIVEN выдержан в более современном, «американском» стиле, вроде modern metal. И это, возможно, «покатило бы» в Штатах, где такие группы, как RAGE и другие, играющие традиционный металл, уже не популярны. Еще я заметил, что американская аудитория более как бы слово подобрать соответствующее более пресыщенная То есть они уже много всего перевидали, переслушали, и им уже скучно, видите ли Европейцы более заинтересованы в том, чтобы увидеть «живое» шоу, им нравится в нем участвовать. От общения с музыкантами они получают большее удовольствие. Я так говорю не потому, что сейчас живу в Европе, я так считал и тогда, когда жил еще в Штатах.
Недавно ты участвовал в записи альбома Виктора Смольского, который он записывал вместе с Белорусским симфоническим оркестром. Тебя, как закоренелого «тяжелого» драммера, не покоробила перспектива сделать что-то симфоническое? Вообще, каковы были впечатления?
Очень странно было, когда Виктор пригласил меня поучаствовать в этом проекте, потому что я раньше никогда не играл с оркестром. Это была симфония его отца, белорусского композитора Смольского причем очень крутая симфония, если я все правильно понял. Думаю, этот проект значил для Виктора очень много, так как, насколько я знаю, он давно пишет подобную музыку и наконец-то смог связать все свои идеи в одну концепцию. И еще мне понравилось работать над проектом это было что-то совершенно новое, да и сама концепция была весьма интересна: про сожжение ведьм и всяческие штуки из средневековой Европы. Мало того, Виктор позволил мне написать кое-какие стихи для музыки я не только играл на барабанах, но и озвучивал кое-что. Вообще, это интересно для меня было. Оркестр звучит не так направленно, как рок-группа, музыка просто витает в воздухе, ее надо уметь чувствовать. Очень вызывающе, очень нестандартно, мне было страшно прикольно участвовать в создании этого произведения искусства.
Каково твое мнение по поводу «традиционного» металла? Ты не думаешь, что традиционность может когда-нибудь сыграть отрицательную роль и, вообще, к чему движется этот стиль, должен ли он, по-твоему, как-то меняться, или он останется востребованным и так?
По-моему, эта музыка будет двигаться в каких-то новых направлениях. Иногда я думаю, что истинный, традиционный металл становится немного однообразным (для меня многое звучит одинаково), да и сам рынок сужается. Но, тем не менее, есть много новых групп, которые хотят играть независимо от того, востребована их музыка или нет. Я не могу сказать точно: куда все это приведет. Но я знаю, что музыканты должны давать людям то, что от них ожидают. Сама подумай, если RAGE решат звучать «модно-современно» и выдадут альбомчик в духе LIMP BIZKIT, народ же будет страшно разочарован! Ха-ха! Мы же всех фанатов растеряем! Поэтому с RAGE мы решили двигаться вперед, в будущее, немного меняя сам звук, но не сильно «сдвигая» основы, не уходя от того, что нравится в нас фанатам Так как все, что им в нас нравится, это и есть RAGE. В других же проектах я хочу ступить за рамки, заглянув в будущее. Лично мне очень нравятся новые металл-группы вроде PAPA ROACH и KOЯN, по-моему, они молодцы.
Террана как часть DRIVEN
Что ты можешь рассказать о своем последнем проекте DRIVEN?
Я жил в Германии И года полтора назад люди из MTM Records, это компания, которая базируется в Германии, спросили меня, не будет ли мне интересно собрать группу, играющую пауэр-металл. Я ответил: «Да, с превеликим удовольствием, это круто!» Я попробовал привлечь к проекту интересных мне европейских музыкантов, но в результате так и не смог никого найти: у одних времени не было, другим было глубоко на все плевать, некоторым просто не нравилось само музыкальное направление. Позже, во время отдыха в Лос-Анджелесе, я встретился со своим другом-басистом, который раньше играл для Тони Мак- Алпайна (Tony McAlpine), его зовут Лэрри Дэннисон (Larry Dennison). Тогда он работал с гитаристом DIO Tracy G, они вместе играли с DIO и работали над собственным проектом, а Лэрри, кроме этого, играл еще в трех-четырех группах Лос-Анджелеса. Он обратился ко мне: «Слушай, у нас с Трэйси и остальными парнями есть крутое демо, очень классная музыка, только одна проблема драммера нет». «Ух ты, это интересно! У меня как раз есть контракт на запись, только группы нет!» Когда я услышал их музыку, подумал, что она очень агрессивна и очень современна. И я решил, что будет интересно подписать контракт именно с этой группой. Я вернулся в Германию с демо, поставил его людям с MTM и им понравилось. Через пару месяцев я уже был снова в Лос-Анджелесе и мы записали альбом! Не знаю, понравится ли тебе? Он не похож на RAGE. Там нечто напоминающее молодую американскую тяжелую музыку, которая сейчас жутко популярна. Но мне это интересно. Я всегда любил экспериментировать, всегда хотел двигаться вперед, перепробовать все стили музыки.
Ты работал со многими группами. А что является главным стимулом твоего появления в той или иной команде соответствие их музыки твоим вкусам или же сами люди, с которыми тебе просто интересно работать и общаться?
Да, скорее, люди Но мне еще и музыка должна нравиться, это очень важно. Думаю, многие люди меня приглашают только потому, что я могу играть с двумя «бочками» и играть довольно сложные стили наполовину progressive, наполовину metal. После того как я поработал с Ингви (Malmsteen), я заработал себе определенное имя в музыкальном мире, после чего меня начали заваливать всевозможными предложениями, приглашениями поработать студийным барабанщиком, и мне это приятно, для меня большая честь знать, что я кому-то нужен. Это здорово, и мне нравится работать с разными музыкантами, разными стилями. Это очень интересно.
Значит ли это, что у тебя не было ситуаций, когда ты работал с группой, которая играла музыку, вызывающую у тебя дикий восторг, но при этом не очень ладил с музыкантами как с людьми? Ведь сам человек и его творчество не всегда одно и то же
-Да. Это интересный вопрос. Все группы разные. Каждая музыкальная ситуация уникальна. И очень трудно из всего выжимать только лучшее человеческие взаимоотношения, вообще очень сложная вещь Иногда музыка гениальна, а люди ты с ними не очень-то ладишь. Бывает, музыка оставляет желать лучшего, но народ уж больно душевный, жаль с ними расставаться! Ха-ха-ха! А иногда играешь музыку, которая обалденно крутая, а звукозаписывающим компаниям она совершенно не нравится, и никто тебе не дает денег, чтобы записать ее. То есть складываются разные ситуации иногда бывает прикольно, а иногда совсем не смешно. Ха-ха-ха! Видишь, вот сейчас, например, это прикольно!
Ну что ж, Майк, спасибо за интересный разговор и до скорой встречи в Москве на PREMIER DRUMMER DAY.